Дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся, при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося.
Договор о дуальном обучении – письменное соглашение между обучающимся, предприятием, предоставляющим рабочее место для прохождения производственного обучения и профессиональной практики, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения производственного обучения и профессиональной практики
Учебный процесс в КНПК включает теоретическое обучение в организациях образования, а также производственное обучение и профессиональную практику, выполняемые под руководством мастера производственного обучения, руководителя практики в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах и на учебных полигонах, под руководством наставника, мастера производственного обучения, руководителя практики – на базе предприятий АО «КТЗ».
Образовательные программы КНПК с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов производственного обучения, профессиональной практики на базе предприятия АО «КТЗ».
Колледж:
1) создает необходимые условия для учебного процесса;
2) согласовывает с предприятием (организацией) рабочие учебные планы и рабочие учебные программы по дуальному обучению;
3) реализует образовательные программы по дуальному обучению с учетом требований предприятия (организации);
4) ведет контроль за прохождением производственного обучения и профессиональной практики обучаемым на предприятии (в организации);
5) проводит промежуточную и итоговую аттестацию в учебном заведении и принимает участие в квалификационном экзамене;
6) по согласованию с предприятием (организацией) направляет педагогов на стажировку;
7) содействует трудоустройству выпускников, обучившихся по дуальному обучению и подтвердивших свою квалификацию;
8) заключает трехсторонние договоры о дуальном обучении;
9) выдает свидетельство о профессиональной подготовке по итогам освоения обучаемым профессиональных модулей в рамках одной квалификации и (или) результатам промежуточной аттестации;
10) утверждает график организации производственного обучения и профессиональной практики обучаемого на базе предприятия (организации);
11) назначает руководителя практики или мастера производственного обучения, осуществляющих контроль за обучаемым в период прохождения производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации);
12) принимает отчет обучаемого, подписанный наставником, по выполнению программ производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации) согласно графику учебного процесса.
Предприятие:
1) в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании предоставляет места для прохождения профессиональной практики, а также производственного обучения, создает безопасные условия и исполняет обязанности, предусмотренные договорами;
2) знакомится с материально-технической базой учебного заведения с целью внесения рекомендаций по ее улучшению;
3) содействует в укреплении материально-технической базы учебного заведения;
4) направляет заявки в региональную палату предпринимателей о предоставлении учебных, рабочих мест на предприятии (в организации) по дуальному обучению;
5) участвует в разработке рабочих учебных планов и рабочих учебных программ учебного заведения, а также учебно-методических комплексов;
6) обеспечивает организацию проведения производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) в соответствии с образовательными программами согласно заключенному договору;
7) обеспечивает обучаемого средствами индивидуальной защиты согласно инструкциям предприятия (организации) и инструментами, необходимыми для обучения;
8) предоставляет ученические, рабочие места в соответствии с техникой безопасности;
9) закрепляет на основе договора о дуальном обучении за обучаемым наставника для осуществления руководства производственным обучением и профессиональной практикой;
10) знакомит с условиями работы, нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу, с требованиями техники безопасности и охраны труда;
11) проводит все виды инструктажей, предусмотренных законодательством по охране труда, технике безопасности и локальными документами предприятия (организации);
12) участвует в промежуточной и итоговой аттестации обучаемого;
13) за время прохождения производственного обучения и профессиональной практики, в соответствии со статьей 119 Трудового кодекса Республики Казахстан и условиями договора о дуальном обучении, могут производить компенсационную выплату обучаемому за выполненные определенные функциональные обязанности;
14) при наличии вакансий рассматривает возможность трудоустройства выпускников, обучившихся по дуальному обучению и подтвердивших свою квалификацию;
15) проводит собеседование с абитуриентами, изъявившими желание обучаться по дуальному обучению;
16) заключает трехсторонние договоры о дуальном обучении;
17) подтверждает прохождение производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации) в соответствии с договором о дуальном обучении.
Обучаемый:
1) знакомится с условиями работы, нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу, условиями безопасности и охраны труда;
2) соблюдает учебную и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и технике безопасности;
3) проходит полный курс обучения, установленный учебным планом;
4) ведет дневник о прохождении производственного обучения и профессиональной практики, предоставляет отчет наставнику о проделанной работе;
5) проходит промежуточную и итоговую аттестацию по завершению дуального обучения.
24. Местный исполнительный орган в области образования:
1) обеспечивает организацию подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена по дуальному обучению;
2) осуществляет мониторинг организации дуального обучения в регионе;
3) оказывает консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса по дуальному обучению;
4) совместно с региональной палатой предпринимателей ведет работу по привлечению учебных заведений и содействует привлечению предприятий (организаций) в дуальное обучение;
5) совместно с региональными палатами предпринимателей содействует заключению договоров о дуальном обучении;
6) ведет мониторинг и содействует трудоустройству выпускников, обучившихся по дуальному обучению;
7) осуществляет иные полномочия в рамках дуального обучения.
25. Региональная палата предпринимателей:
1) принимает заявки со стороны предприятий (организаций), желающих принять участие в дуальном обучении, на предоставление учебных, рабочих мест на предприятии (в организации);
2) оказывает содействие по созданию учебных, рабочих мест по заявкам предприятий (организаций);
3) содействует заключению договоров о дуальном обучении;
4) регистрирует и ведет реестр договоров о дуальном обучении;
5) оказывает консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса по дуальному обучению;
6) оказывает содействие обучению наставника от предприятия (организации) и осуществляет мониторинг закрепления наставников на предприятиях (в организациях);
7) содействует проведению квалификационного экзамена для выпускников, прошедшим дуальное обучение;
8) осуществляет согласование кандидатуры председателя и состава квалификационной комиссии, формируемого из числа представителей предприятий (организаций) и ассоциаций работодателей, при организации квалификационного экзамена;
9) осуществляет иные полномочия в области дуального обучения;
10) принимает участие в формировании государственного заказа по подготовке кадров.
26. Наставник:
1) с согласия непосредственного руководителя предприятия (организации) подключает для дополнительного обучения своего подопечного других специалистов предприятия;
2) требует от обучаемого выполнения указаний по вопросам, связанным с производственной деятельностью;
3) ходатайствует перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности обучаемого;
4) требует рабочие отчеты у обучаемого как в устной, так и в письменной форме;
5) вносит предложения о присвоении рабочего разряда и участвует в обсуждении профессиональной характеристики обучаемого;
6) участвует в обсуждении вопросов, связанных с производственной и общественной деятельностью обучаемого, вносит предложения непосредственному руководителю предприятия (организации) о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия;
7) содействует обучаемому в ознакомлении с производственной деятельностью, корпоративной культурой и в последующем в профессиональном развитии, закреплении его на рабочем месте;
8) обучает подопечного практическим приемам и способам качественного выполнения должностных обязанностей и поручений;
9) осуществляет обучение в соответствии с рабочими учебными планами и рабочими учебными программами, согласованными с предприятием (организацией);
10) контролирует исполнение поручений, данных обучаемому;
11) выявляет и помогает устранить ошибки, допущенные обучаемым, оказывает помощь в устранении имеющихся недостатков;
12) формирует ответственное отношение у обучаемого к исполнению своих профессиональных обязанностей, а также уважительное отношение к коллегам по работе;
13) воспитывает уважение к трудящимся, их труду и результатам труда, а также ответственное отношение к собственному труду;
14) представляет отзыв на обучаемого;
15) повышает свой уровень квалификации в области педагогических технологий;
16) подтверждает исполнение обязательств обучаемого в период прохождения производственного обучения и профессиональной практики в рамках договора о дуальном обучении.